За рулем

11 006 подписчиков

Свежие комментарии

  • тима хегай
    дебилПереключаем мотор...
  • Jnas Levison
    Да чёрт с ним, пускай смотри, а я буду смотреть за ним и его напарником чтоб не могли подбросить что нибудь запрещённ...Инспектор хочет з...
  • Yvan
    Всё идёт к созданию полицейского государства.Забирать права бе...

Спортпрототип Fenix из России: победитель-долгожитель

Кольцевые гонки на выносливость немыслимы без спортпрототипов. В конце октября на трассе Moscow Raceway состоялся 4-часовой марафон Russian Endurance Challenge. Его победителем в абсолютном зачете стал отечественный спортпрототип Fenix. Что за птица?

DSC_3317_новый размер

Для начала определение. Спортпрототип – болид с закрытыми колесами, спроектированный исключительно для гонок. Отличается от легковых спортивных машин отсутствием серийного аналога, от формул – подобием кузова. Кокпит, чисто теоретически, двухместный. Как правило, второго сиденья в нем нет. Мало того, в гонках запрещено стартовать с пассажиром. С годами требование превратилось, по сути, в ограничение минимальных размеров кокпита.

Наш Fenix конструкции Игоря Ермилина – опытный образец спортпрототипа. Построен в единственном экземпляре в 2006 году. Раритет? Нисколько! Высокотехнологичная внешность похожих зарубежных машин не должна сбивать с толку. Как ни странно, спортпрототипы нередко становятся долгожителями. Например, британская фирма Radical успешно продает модель родом из 2002 года.

Ее основа – пространственная рама из стальных труб, накрытая стеклопластиковым кузовом. Далеко не самое передовое техническое решение. Зато приборная панель и корпуса зеркал из углепластика. Цена начинается с 67 тысяч фунтов.

Дорожный просвет спортпрототипа – 35 миллиметров в статике и 20 мм на ходу.

Дорожный просвет спортпрототипа – 35 мм в статике и 20 мм на ходу

Французский производитель спортпрототипов Ligier предлагает как модель с современным углепластиковым монококом, так и вариант попроще – с клепаным алюминиевым монококом. Последний создан в тот же год, что наш Fenix. Цена – под 100 тысяч евро.

Чем примечателен отечественный болид? Да тем, что не отстал на вечность от зарубежных аналогов. Шасси разработано по международным требованиям к младшему классу прототипов, так называемому CN. Его рама смешанной конструкции: к каркасу из стальных труб приклепываются и приклеиваются алюминиевые сэндвич-панели. Толщина бутерброда металл-пенопласт-металл – порядка 50 миллиметров. Наполнитель из пенопласта в данном случае обеспечивает устойчивость алюминиевого листа. В итоге получается жесткая и прочная капсула, почти монокок. Немаловажно и то, что при такой технологии изготовления не требуется стапель и дорогостоящая оснастка. В годы создания прототипа это было одним из требований несколько противоречивого технического задания. Fenix должен был стать бескомпромиссно-гоночным и одновременно надежным и недорогим в производстве и эксплуатации. Расчетная цена автомобиля на тот момент составляла 30 тысяч евро при условии изготовления партии из двадцати штук.

Со снятыми панелями кузова спортпрототип напоминает гоночную формулу. Двигатель Alfa Romeo 2,0 Twin spark мощностью 156 л.с. Для охлаждения использованы два радиатора ВАЗ-1111.

Со снятыми панелями кузова спортпрототип напоминает гоночную формулу. Двигатель Alfa Romeo 2.0 Twin spark мощностью 156 л.с. Для охлаждения использованы два радиатора ВАЗ-1111.

Передняя и задняя подвески сделаны по традиционной схеме: верхние и нижние треугольные рычаги через сферические шарниры связывают раму с колесными узлами. Кроме того, толкающие тяги пуш-род через качалки соединяют их с вертикально установленными амортизаторами. Схождение и развал регулируются и на передней, и на задней оси. Рулевое управление реечное с механизмом ВАЗ-2108. Тормозные диски Brembo работают в паре с суппортами все от той же «восьмерки». Элегантный кузов спортпрототипа состоит из шести стеклопластиковых деталей и весит 60 килограммов.

Мотор и коробку передач Ермилину пришлось брать из тех, что в тот момент были доступны. А именно: двухлитровый двигатель Alfa Romeo мощностью 156 л.с. в паре с пятиступенчатой кулачковой коробкой передач Hewland LD 201. По сути, на шасси, соответствующее международным требованиям, установили силовой агрегат, пригодный только для российского использования.

Передняя подвеска как у формул – по два  треугольных рычага с каждой стороны. Рулевой механизм реечный от ВАЗ-2108. Красные трубы – воздуховоды для охлаждения тормозных дисков.

Передняя подвеска как у формул – по два треугольных рычага с каждой стороны. Рулевой механизм реечный от ВАЗ-2108. Красные трубы – воздуховоды для охлаждения тормозных дисков.

Морально устаревшему двигателю с чугунным блоком цилиндров давно уже нечего делать на международных трассах. Ligier, например, использует в модели Js-53 мотор Honda мощностью 255 л.с. при тех же двух литрах рабочего объема. Зато Alfa Romeo из породы неубиваемых. Он доказал это многолетним трудом в формуле «Русь». Кроме того, есть доступ к конкретным данным мотора, что установлен в отечественном спортпрототипе, – конструктор ведет учет моточасов и пройденных километров. Fenix хоть и не пошел в серию в силу объективных причин, а на тестах намотал 3134 километра. По двигателю ни одной претензии и никаких профилактических вскрытий. К слову, 4-часовой марафон нынешней осенью прототип преодолел без единой поломки, а это еще 450 километров. За годы доводочных работ все детские болезни давно устранены, а дизайн нашего спортпрототипа оказался настолько удачным, что он до сих пор смотрится современно.

Задний колесный узел. Схождение регулируется тягой, развал – подбором регулировочных пластин. Тормозной диск Brembo, суппорт ВАЗ-2108.

Задний колесный узел. Схождение регулируется тягой, развал – подбором регулировочных пластин. Тормозной диск Brembo, суппорт ВАЗ-2108.

Знатоки автоспорта наверняка обратили внимание – у спортпрототипов много общего с формулами. Так и есть, их роднят конструкция рамы, схема подвески, компоновочные решения. А чем они лучше? Стеклопластиковый кузов, прикрывающий колеса, прежде всего улучшает аэродинамику. Fenix проходил цикл испытаний в аэродинамической трубе Дмитровского автополигона. Причем не макет автомобиля, а полноразмерный болид! Cпарринг-партнером нашего прототипа стала Dallara F399 – Формула 3 итальянского производства. В данном случае столь любимый маркетологами коэффициент Сх – величина непостоянная, поскольку гоночные машины имеют регулировки, позволяющие адаптировать их под конкретную трассу: можно менять углы атаки антикрыльев, дорожный просвет и т.д. Если сравнить несколько оптимальных вариантов регулировок, то аэродинамическое сопротивление спортпрототипа на 10-25 процентов меньше, чем у формулы.

За рубежом ценят гоночные автомобили. Спортпрототипы-одногодки нашего там покупаются и продаются. Их никто не гонит с трасс, они переходят из рук в руки, чтобы участвовать в гонках и трек-днях.

Наконец-то, и Fenix прервал музейное существование. Гонки, победа, почет. Пусть это станет тенденцией, а не единичным случаем. Спортпрототип всегда актуален и украшает соревнования любого уровня.

Спортпрототип Fenix из России: победитель-долгожительСпортпрототип Fenix из России: победитель-долгожительСпортпрототип Fenix из России: победитель-долгожительСпортпрототип Fenix из России: победитель-долгожительСпортпрототип Fenix из России: победитель-долгожительСпортпрототип Fenix из России: победитель-долгожительСпортпрототип Fenix из России: победитель-долгожительСпортпрототип Fenix из России: победитель-долгожительСпортпрототип Fenix из России: победитель-долгожительСпортпрототип Fenix из России: победитель-долгожительСпортпрототип Fenix из России: победитель-долгожительСпортпрототип Fenix из России: победитель-долгожительСпортпрототип Fenix из России: победитель-долгожительСпортпрототип Fenix из России: победитель-долгожитель

Свежие новости:

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх