За рулем

11 006 подписчиков

Свежие комментарии

  • тима хегай
    дебилПереключаем мотор...
  • Jnas Levison
    Да чёрт с ним, пускай смотри, а я буду смотреть за ним и его напарником чтоб не могли подбросить что нибудь запрещённ...Инспектор хочет з...
  • Yvan
    Всё идёт к созданию полицейского государства.Забирать права бе...

Карьерный самосвал Тонар 4525: считаем кубометры

Карьерный самосвал Тонар 4525: считаем кубометры

В какой-то момент мне показалось, что огромный грузовик все-таки застрянет в воротах цеха. Карьерный самосвал, в отличие от дорожной техники, не ограничен в размерах техрегламентом, поэтому сделан с расчетом на большую вместимость: этот «Тонар» имеет три метра в ширину и почти четыре в высоту.

Водитель оказался профи: покрутившись взад-вперед и хорошенько прицелившись, он все-таки вывел на волю «Тонар 4525» , самое массивное творение завода за всю его 24‑летнюю историю.

Интеграция

Карьерник устроен довольно просто, хотя простачком гигант вовсе не выглядит. Как объяснили создатели машины, именно к этому они и стремились. «Навернуть» можно было все что угодно, но чем проще конструкция, тем дешевле окажется грузовик в эксплуатации и обслуживании.

Китайское происхождение кабины не скрыть, но по качеству и оснащению нареканий нет

На раму собственного производства установили одноместную китайскую кабину – вполне пристойную и внешне, и по оформлению нутра. Гладкая эмаль, плотно подогнанные стыки панелей, добротные и функциональные клавиши, рычаги и кнопки. Возможно, в реальном деле «китайское качество» и проявится, но в моих руках всё работало без нареканий.

Органы управления и панель приборов интуитивно понятны: стрелки спидометра и тахометра, подрулевые переключатели, крутилки управления климатом – всё как на легковой машине.

Имеются мощная печка, кондиционер, аудиосистема с разъемами USB и SD. Еще бы, ведь работать приходится по 8–12 часов в смену.

Из необычного – сильно отлогий руль большого диаметра, пневмосиденье с регулировкой жесткости и рычаг подъема-опускания кузова. Под кабиной – шестицилиндровый дизель ЯМЗ‑650, в котором немало высококачественных деталей от именитых компаний.

Сиденье удобное, с подвеской и регулировкой по высоте

Крутящий момент на задние колеса передается через китайскую девятиступенчатую коробку передач Fast Gear. Утверждают, что эту коробку получил не только Тонар, но и многие другие тяжелые грузовики, и потребители ею довольны.

Мосты, тормоза и гидравлика – европейского производства, а вот кузовсвой, причем есть два варианта исполнения: 37‑кубовый для перевозки сыпучих грузов и 25‑кубовый для скальной породы. Второй сделан из более толстого листа и не имеет заднего борта. Оба оснащены козырьком над кабиной (в соответствии с требованиями безопасности) и системой обогрева выхлопными газами, чтобы в мороз груз не примерзал.

В рабочем состоянии

Динамические характеристики самосвала обусловлены спецификой использования: при грузоподъемности 45 т и полной массе 63 т нужна прежде всего ломовая тяга, а максимальная скорость машины невелика – всего 40 км/ч. Плечо перевозки у такой техники – несколько километров, преимущественно по бездорожью, так что быстрее не требуется. Зато важна проходимость. Поэтому у Тонара внушительный дорожный просвет, защита двигателя, блокировка мостов (включается принудительно кнопкой на приборной панели), шины с глубоким и развитым протектором. Есть и система контроля давления TireBoss, позволяющая подкачивать шины в движении.

Справа от места водителя расположен дополнительный радиатор: при необходимости его можно включить принудительно

Случись сползать по крутому рельефу – пригодится вспомогательный тормоз, позволяющий более эффективно тормозить двигателем на спуске и разгрузить обычные тормоза.

Маневренность карьерника соответствует размеру. На заводской территории с низко висящими трубами, узкими проездами и снующими туда-сюда погрузчиками он как слон в посудной лавке. А в карьере проблем не будет – там иные пространства.

Расход топлива, как и межсервисный интервал, сильно зависит от условий эксплуатации. В любом случае производитель дает гарантию на 16 месяцев, 2400 моточасов или 60 тыс. км.

Создатели карьерника «Тонар» старались создать машину дешевле китайских конкурентов, а по надежности близкую к европейским.

Выхлопная система проведена через кузов. К теплому металлу не липнет замерзшая порода.

Разлетелись

На машиностроительном заводе «Тонар» собирают уже второй десяток карьерных грузовиков. Первые машины передали заказчикам. География поставок обширна: карьерные «Тонары» работают во Владимирской области, на Кузбассе, в Башкирии и Казахстане. Предприятие собирает отчеты об эксплуатации автомобилей в различных условиях и при необходимости вносит изменения в конструкцию.

В перспективных планах – производить один такой карьерник в день. Задача амбициозная, поскольку рынок подобных машин в России (сегмент до 50 т) не слишком велик – около 4000 самосвалов в год. Но шанс есть: европейские и американские аналоги дόроги и в условиях нестабильной экономической ситуации будут окупаться долго, а китайские плохо приспособлены к нашим условиям.

Основной конкурент подмосковного завода – БелАЗ. Но белорусы сфокусированы на многотонных гигантах, а производитель «Тонаров» отслеживает каждый пятидесятитонник и может более гибко взаимодействовать с клиентом – в частности, подтянуть сервисную сеть поближе к проданным автомобилям или при необходимости решить внезапно возникшие технические проблемы в «ручном режиме». В общем, есть надежда, что карьерным «Тонаром» заинтересуются небольшие предприятия.

ПЛЮС: Удобная машина, хорошая гарантия

МИНУС: Много импортных комплектующих

Денис Кривцов, генеральный директор директор машзавода «Тонар»

Денис КРИВЦОВ, генеральный директор МЗ «Тонар»

Идея начать выпуск карьерного самосвала родилась в ходе плотной работы с нашими клиентами. Вдруг выяснилось, что они вынуждены использовать для карьерных работ магистральные грузовики, вовсе для этого не предназначенные. Хороших и недорогих карьерников не найти – и мы предложили «Тонар 4542». Выгода очевидна: один автомобиль заменяет два обычных, сокращается время погрузки, доставки, разгрузки.

Немного истории

Машиностроительный завод «Тонар» основали в 1990 году. Началис выпуска передвижных торговых точек и прицепов к легковым автомобилям. Со временем предприятие освоило производство более сложной техники – грузовых полуприцепов, изотермических кузовов и самосвальных установок. С 2009 года здесь собирают грузовики «Тонар», постепенно расширяя гамму прицепов специального назначения. Всего в программе более 100 различных моделей – магистральные грузовики и прицепы к ним, сельхозтехника, карьерные самосвалы. На заводе работают свыше 700 сотрудников, большая часть технологических процессов роботизирована.

Фотогалерея

Сиденье удобное, с подвеской и регулировкой по высоте.
Несмотря на щедрую оцифровку спидометра, максимальная скорость машины – 40 км/ч.

Китайское происхождение кабины не скрыть, но по качеству и оснащению нареканий нет.
Водитель разгружает самосвал из кабины – рычаг подъема кузова под рукой.
Казус с двумя ремнями безопасности случился из-за замены старого сиденья более современным: у прежнего не было ремня, а после установки нового штатный ремень на стенке кабины снимать не стали.

Выхлопная система проведена через кузов. К теплому металлу не липнет замерзшая порода.
Справа от места водителя расположен дополнительный радиатор: при необходимости его можно включить принудительно.
На этой машине стоит кузов для скальной породы. Днище и борта гнули из цельного листа, по возможности избегая сварки, – так надежнее.

Пол кабины находится на высоте человеческого роста, забираться и покидать рабочее место непросто даже по меркам грузовиков.
Денис Кривцов, генеральный директор директор машзавода «Тонар»


Свежие новости:

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх