Евгений Сокольский предлагает Вам запомнить сайт «За рулем»
Вы хотите запомнить сайт «За рулем»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Поиск по блогу

Жертвы-невидимки: как пешеходам выйти из тени

развернуть

В России ежегодно совершается около 50-70 тыс. наездов на пешеходов. Каждое четвертое ДТП с пострадавшими – именно с их участием, в крупных городах и того больше: до половины всех аварий. Парадоксально, но каждый третий наезд на пешехода происходит на предназначенных для них переходах. Как итог, с 1989 года на дорогах России погибло около полумиллиона пешеходов — население крупного областного центра! В чем же причина?

(1)График 1 N

Число погибших пешеходов в РФ по данным Росстат и ООН. Источник: UNECE Statistics.

Динамика в этом вопросе пока оставляет желать лучшего: за последние четыре года показатель смертности пешеходов на наших дорогах на 100 тыс. населения практически не снизился и составляет примерно 4-5 пешеходов. Наряду с огромным числом погибших отметим и многократно большее число травмированных. И по этой печальной статистике Россия кратно опережает большинство стран.

Решением данной проблемы занято, в том числе, созданное в рамках принятой ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» (общий бюджет, напомним, составляет 32 млрд руб.) Федеральное казенное учреждение «Дирекция программы ПБДД». Оно и определяет подрядчиков по модернизации дорожного хозяйства по вышеуказанной ФЦП, в частности, по обустройству наших злополучных пешеходных переходов.

Ранее глава государства Владимир Путин высказался по этому поводу однозначно (см. поручение № 287 от 20 февраля 2015 года): «Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры, направленные на реализацию новых национальных стандартов по обустройству пешеходных переходов, предусмотрев в первоочередном порядке их оснащение вблизи школ и других учебных заведений».

Как же решается эта задача? Ниже — схема из документации тендера по модернизации нерегулируемых пешеходных переходов, проводимого Дирекцией программы ПБДД. На ней учтено все, кроме положений нового национального светотехнического стандарта освещения (ГОСТ Р55706-2013).

IMG_08122015_174821

Выдержка из ГОСТ Р55706-2013

5.3 Нормы освещения пешеходных переходов.

5.3.1 Освещение наземных пешеходных переходов должно обеспечивать пешеходам безопасное пересечение проезжей части и возможность видеть препятствия и дефекты дорожного покрытия. Для обозначения зоны перехода применяют источники света с цветностью, контрастной по отношению к цветности источников света основного освещения улицы.

5.3.2 На пешеходных переходах в одном уровне с проезжей частью улиц и дорог категорий А и Б норма средней освещенности должна быть в 1,5 раза выше, чем на пересекаемой проезжей части. Повышения уровня освещенности достигают уменьшением шага опор, установкой дополнительных или более мощных осветительных приборов (ОП).

5.3.3 Светораспределение ОП и их ориентация относительно наземного пешеходного перехода должны обеспечивать контраст пешехода с фоном (проезжей частью) и не вызывать ослепления водителей. Размещают ОП перед переходом по отношению к приближающемуся транспорту, направляя свет на пешехода со стороны водителя. На дорогах с двусторонним движением ОП устанавливают перед перекрестком относительно обоих направлений движения. Для снижения слепимости водителей рекомендуется использовать ОП с асимметричным светораспределением (кососветы).

Как итог, мы получаем следующую «модернизацию». На фото ниже мы видим установленные в пос. Меленки Владимирской области светофоры с автономным питанием, но должное освещение пешеходных переходов отсутствует. На верхней фотографии пешеход не виден, ДТП весьма вероятно. На нижней — уличный фонарь с натриевой лампой в нарушение ГОСТа светит в лицо водителю. И описанные ошибки, к сожалению, тиражируются.

(4)Мелеки Владимировской (ФКУ)

Все это важно, поскольку жертвы на пешеходных переходах (в основном) возможны в нескольких случаях:

  • нарушение ПДД водителем
  • нарушение ПДД пешеходом
  • водитель не видит пешехода по объективным причинам
  • пешеход не видит опасности по объективным причинам.

Первые два лежат в правовом поле. Видимость же на пешеходном переходе может быть связана с погодными условиями и качеством освещения. Последнее особенно важно в темное время суток, в которое и происходит значительная часть наездов.

Жертвы-невидимки: как пешеходам выйти из тени

Для предупреждения ДТП с тяжелыми последствиями на переходах имеет значение соблюдение следующих основных принципов:

  1. Нужно стремиться к тому, чтобы ночью на пешеходном переходе было видно как днем. В темное время суток пешеходный переход должен освещаться в 1,5 раза лучше улицы.
  2. Пешеходы должны контрастировать со световым и цветовым фоном.
  3. Свет должен направляться со стороны водителя.
  4. Ослепление участников движения должно быть исключено.
  5. Водитель должен заранее видеть дальний пешеходный переход.
  6. Пешеходные переходы должны быть обозначены знаками.
  7. Светофоры, регулирующие движение, – основа безопасности.
  8. На переходах должны быть стоп-линия, «лежачий полицейский» на достаточном расстоянии от «зебры». Четкая разметка пешеходного перехода дисциплинирует участников движения.
  9. Ограды должны ограничить возможность переходить дорогу вне пешеходного перехода.

В последнее время слышны предложения решить вопросы безопасности средствами светоотражения (фликеры, катафоты), которые прикрепляются к одежде. Предлагаются и другие варианты, например мигающие фонари, светильники в мостовой и т.п. Это вспомогательные средства, и отрицать их полезность не следует. Однако рассматривать их в качестве панацеи — заблуждение. Реализация таких предложений проблематична, а подмена основных средств безопасности (светофоров, прожекторов, разметки, ограждений) неосновными попросту недопустима.

(2)График 2 N

Число жертв среди пешеходов на 100 000 населения страны (человек)

И еще. Управленцам свойственно предпочитать подземные и надземные пешеходные переходы наземным. Но загнать пешехода под землю – значит создать проблемы большому числу категорий населения, для которых это решение неприемлемо. Мы часто видим известных в стране мэров на стройках подземных переходов, но почти никогда — на обустройствах наземных переходов, являющихся основой улиц и дорог страны.

(6)Первоочередная задача 2

Выше показан проект пешеходного перехода у образовательного учреждения таким, каким он должен быть в соответствии с национальными стандартами: «зебра», специализированные прожекторы, дорожные светофоры, пешеходные светофоры, знаки пешеходного перехода, стоп-линии, «лежачие полицейские», ограждения. Желательно наличие осветленных частей дорожного покрытия на самом пешеходном переходе и непосредственно за ним для создания условий, при котором пешеход будет гарантированно виден водителю.

Владимир Смолянский, ООО «ИК Технологии»; Алексей Ищенко, ООО «НПП-Паритет».

***

От редакции: мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. Пишите в комментариях ваши соображения относительно безопасности пешеходов. Воздержитесь при этом от негатива, комментируйте в созидательном ключе.

Свежие новости:


Источник →

Ключевые слова: Безопасность, Прожекторы
Опубликовано 09.12.2015 в 10:41

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
За что судьи чаще всего нака…

За что судьи чаще всего наказывают водителей. Рейтинг нарушений ПДД

20 апр, 08:49
0 0
Toyota Land Cruiser Prado: о…

Toyota Land Cruiser Prado: он и в Африке Прадо!

20 апр, 08:37
0 0
Чехи вернули производителю Ж…

Чехи вернули производителю Жигули, на которых совершили кругосветку

20 апр, 08:30
0 0
В Испании появились «лежачие…

В Испании появились «лежачие» светофоры. Для гаджетозависимых

20 апр, 08:15
0 0
5 параметров, о которых прои…

5 параметров, о которых производители всегда врут

20 апр, 08:05
0 0
Центр Москвы перекроют из-за…

Центр Москвы перекроют из-за подготовки к Параду Победы

19 апр, 18:05
0 0
Владелица Тигуана, у которог…

Владелица Тигуана, у которого заклинили все колеса, отсудила 1,6 млн рублей

19 апр, 15:22
0 0
Бу Андерссон разочарован сво…

Бу Андерссон разочарован своей работой в России

19 апр, 15:15
0 0
Suzuki в России: 20 лет на р…

Suzuki в России: 20 лет на рынке и перспективы. Ждем новинки

19 апр, 15:09
0 0
Читать

Голосование


Что подвигнет вас купить автомобиль?

Голосование


Какими заправками вы чаще пользуетесь?

Голосование


Какие запчасти вы приобретаете для автомобиля?

Последние комментарии

Дмитрий
osipov_aa
Наталья Дубняк
Александр Русский
Полиграф Полиграфыч
СМЕРШ Шпионам
Та что ты там про летающую таёту спел:)
СМЕРШ Шпионам Toyota Fortuner, Mitsubishi Pajero Sport, Kia Mohave — супертест
Александр Русский
Obiivatel
Александр Рыбин
JOCER JOCER
Штрафы за нарушения на ж/д переезде - ПОСМЕРТНО !
JOCER JOCER Штраф за нарушения на ж/д переезде вырастет в 5 раз

Поиск по блогу